Штраф за еврономера
Фискальная служба готовится бороться с существующими схемами ввоза в Украину машин с зарубежной регистрацией. Чтобы разобраться в правовом статусе автомобилей с "еврономерами", юристы компании Human Rights подготовили аналитическую статью.
В последнее время на украинских дорогах появилось много автомобилей с иностранной регистрацией. Преимущественно — польской, чешской, латвийской, литовской. Раньше их количество соответствовало числу нерезидентов, находящихся в Украине.
Сейчас же, из-за необоснованно завышенной стоимости "растоможки" (даже по сравнению с аналогией в странах ЕС), всё чаще пользуется популярностью использования авто с иностранной регистрацией, без уплаты обязательных платежей в обход закона.
Подобная ситуация связана в первую очередь с тяжёлой экономической ситуацией в стране, не желаения граждан "доплачивать" за официальный ввоз на таможенную територрию Украины автомобиля.
«Юридическая компания Human Rights» попыталась разобраться, в правовом статусе езды на автомобилях с заграничной регистрацией и насколько законно это?
По закону (статья 380 Таможенного кодекса Украины), в нашей стране на транспортных средствах зарубежной регистрации имеют право ездить нерезиденты (иностранцы).
Позиция представителей таможни сводится у тому, что иностранцу запрещается передача права управления автомобилем третьим лицам.
Однако, согласиться с подобной позицией не возможно, хотя бы потому, что она противоречит общим принципам как гражданского права, Конституции Украины, так и ряду международных нормативно-правовых актов.
Так, в 1990 году, тогда ещё Укринская ССР, стала участницей международной конвенции "о временном ввозе транспортных средств" (Стамбульская конвенция). Согласно которой, страны-участницы обеспечивают безприпятственный временный ввоз автомобилей иностранцами без уплаты таможенных сборов.
Право передачи управления автомобилем принадлежит любому владельцу авто. Более того, для передачи права управления, не нужно иметь никаких подтверждающих документов (Доверенность), как это было ранее, достаточно иметь при себе ключи, техпаспорт, права соответствующей категории и страховой полис.
Существует еще несколько требований при временном ввозе транспорта иностранцами и украинцами. Такие машины могут использоваться для личных нужд, запрещенно её использование в комерческих целях. При этом факт использования в комерческих целях подлежит доказыванию.
Какие самые популярные "схемы" обхода таможенного законодательства?
Одна из самых массовых схем — «Сотрудник». Она практикуется уже давно и опирается на Стамбульскую конвенцию, по которой ввоз коммерческого транспорта на территорию другого государства возможен сроком до года без уплаты таможенных платежей.
Их схема выглядит так: покупатель находит в Интернете объявление о продаже автомобиля или об услугах по его доставке без растаможки с полным пакетом документов для езды в Украине. Посредники предлагают подобрать автомобиль на одном из европейских сайтов.
Наибольшей популярностью пользуется Литва (большинство автомобилей по «стамбулке» были ввезены именно из этой страны). Покупатель оплачивает посреднику стоимость выбранного авто и услуги посредника. Тот приобретает машину за рубежом (допустим, в Литве) и регистрирует ее на местную фирму. Потом оформляет страховку на минимальный срок (обычно один месяц) и доставляет транспортное средство до границы с Украиной, где его передают покупателю. В сопровождении посредника авто заезжает на территорию Украины в режиме временного ввоза. Затем посредник снимает машину с учета в Литве. Покупателю передают пакет документов — контракт на работу, договор подряда и прочее.
Риск в такой схеме остаётся один, но существенный - если автомобиль снимают с учёта в стране его регистрации, то повторный его "заезд" в Украину может быть не возможным, и к тому же, на нём будет запрещено передвигаться по Еврозоне.
Но есть и другая проблема. По закону, автомобили с иностранной регистрацией, которые находятся на территории Украины, обязаны иметь действительный техосмотр. Такая машина автоматически снимается с учета в стране регистрации при несвоевременном прохождении техосмотра. Что, в свою очередь, делает незаконным ее пребывание на территории нашей страны.
Случается, что страховая компания, не получив подтверждения продления полиса обязательного страхования в стране регистрации, снимает автомобиль с учета. Возможные последствия мы перечислили.
Если госорганы в стране регистрации признают компанию, на которую зарегистрирован автомобиль, фиктивной, машина автоматически подается в розыск, а ее регистрация аннулируется. В итоге транспортное средство может быть задержано при первой же остановке или попытке пересечения государственной границы. Некоторые особо талантливые мошенники для ввоза такого автомобиля на территорию Украины используют нерезидентов, которых называют «верблюдами».
Еще одна схема называется «Совладелец». Она популярна при ввозе автомобилей из Польши, Чехии, Словакии, Эстонии, а с недавних пор и Литвы. Автомобиль оформляется в одной из этих стран на гражданина Украины, либо компания выступает гарантом такой регистрации в соответствующих органах. Далее транспорт завозится на территорию Украины нерезидентом-совладельцем авто, «верблюдом» либо владельцем данной машины, и все, что предпринималось в схеме «стамбулки», происходит и в этом варианте. Часто совладельцы-«гаранты» отказываются от своих обязательств в госорганах, что влечет за собой автоматическое снятие автомобиля с учета со всеми описанными выше последствиями.
Кстати, за долги «гаранта» ваша машина может быть арестована, а в случае невозможности ее обнаружения — моментально объявлена в розыск. Единственным мнимым преимуществом такой схемы можно считать то, что в техпаспорте вы будете указаны владельцем или совладельцем транспортного средства и при задержании автомобиля сможете самостоятельно решать все проблемы без доверенности от компании.
Очередной механизм нелегального использования зарубежных авто украинцами называется «Своя фирма». От двух предыдущих отличается тем, что предполагает дополнительные расходы на содержание собственной компании за границей. Этот вариант снижает такие риски, как автоматическое снятие с учета, неоплаченная страховка и другие.
Самой безопасной и относительно легальной можно назвать схему «Второй паспорт». Она, как правило, применяется украинцами, которые имеют второй паспорт (американский, канадский, румынский, болгарский и другие).
Автомобиль ввозится по иностранному паспорту сроком на год и официально вывозится через год, а потом снова заезжает на территорию Украины. Но! При этом нужно помнить, что как ввоз на територрию Украины, так и вывоз из неё должен проходить по одному паспорту! Т.Е. как неризидент. В притивном случае,если сотрудниками погранслужбы будет выявлен факт украинского гражданства, на Вас сотавят протокол за нарушение ст. 485 Таможенного Кодекса, и привлекут к ответственности в размере 300% от неуплаченых обязательных платежей. А это сумма, часто превышающая саму стоимость ввезённого автомобыли в несколько раз.
Какая предусмотрена ответственность за нарушение таможенных правил?
Многие украинцы ошибочно считают, что за нарушение таможенных правил предусмотрена только уплата штрафа в размере 8 тысяч 500 гривен.
Административная отвествтенность за нарушение таможенных правил предусмотрена в размере 8 500 за нарушение сроков пребывания на територрии Украины более, чем на 10 дней.
Тут слудует отметить, что согласно ст. 61 Конституции Украины, лицо не может быть дважды привлечено к ответственности за одно и тоже правонарушение.
Но это касается только административной ответственности.
А вот более серьёзные неприятности, которые могут ожидать владельцев нерастаможенных авто, это нарушение ст. 485 Таможенного Кодекса.
Диспозиция этой статьи подразумевает такие нарушения: заявление в таможенной декларации неправдивых данных с целью уклонения от оплаты таможенных платежей, а также использование товаров (автомобиля), на ввоз которых предусмотрены льготы, в иных целях, на которые предоставлялась льгота.
Как сообщил замдиректора Департамента организации таможенного контроля Государственной фискальной службы (ГФС) Евгений Сафонов, на сегодняшний день насчитывается около 11 тысяч автомобилей, находящихся на территории Украины с нарушением таможенных сроков въезда.
Как оспорить штраф таможенной службы?
Процедура привлечения к ответственности за уклонение от уплаты таможенных сборов состоит из трёх этапов:
1) выявление правонарушения
На этой стадии сотрудниками таможни составляется Протокол об административном правонарушении. Процедура составления такого протокола имеет свои особенности. Неправильная фиксация необходимой информации в протоколе может упростить в дальнейшем оспоривание штрафа.
2) Рассмотрение дела и вынесение Постановления.
Дело рассматривается руководством Таможенной службы в присутствии лица, которому инкриминируют совершение правонарушения.
Напомним, что неуведомление или игнорирование желания "нарушителя" принимать участие в рассмотрении дела с адвокатом, является незаконным и может в дальнейшем служить для отмены противоправного постановления уже в судебном порядке.
3) и непосредственно судебное обжалования вынесенного постановления.
Постановление Таможенной службы может быть оспорено в судебном порядке. Основанием для отмены постановления может служить: неполнота рассмотрения дела, не выяснение всех необходимых обстоятельств, отсутствие в действиях лица состава административного правонарушения или нарушение процесса привлечения к отвественности.
Юридическая компания Human Rights имеет обширную положительную практику в сфере обжалования штрафов, наложенных Таможенной службой. Анализируя собственный опыт, и имея свою статистику, хотим отметить, что примерно 80% Постановлений Таможни вынесены с грубейшими нарушениями норм как материального, так и процессуально права.
Ярким примером служит выиграное нами дело, в котором владельцу автомобиля NISSAN PATHFINDER сотрудниками Таможни был наложен штраф в размере 845 663,91 грн.
в судебном порядке было установлено, что рассмотрение дела происходило без уведомления ни водителя, ни собственника автомобиля.
ПОЧЕМУ СТОИТ РАБОТАТЬ ИМЕННО С НАМИ?
За более подробной информацией обращайтесь по тел. 0984326402
Метки: Таможенный адвокат , Штрафы, Автоадвокат